ВВЕРХ
ВНИЗ

Прямоугольник, круг и параллелепипед. Вычисление площадей, периметров и объемов

На этой странице дано решение 7 однотипных заданий Begin1 - Begin7 из задачника Абрамяна, в которых дается описание вводных данных, а также вывод результата. Использовать оператор присваивания здесь неуместно, поскольку нет промежуточных результатов. И вообще, если возможно выводить результат сразу, без присваивания его какой-то величине, то это надо делать всегда.

Для вычисления квадрата числа a мы использовали a * a, но вместо этого можно было использовать функцию возведения в квадрат sqr(a), а для вычисления корня квадратного — функцию sqrt(a). Там, где надо использовать число "пи", мы берем 3.14, хотя для этого есть зарезервированное число pi (очень большой точности). Поэтому во всех геометрических вычислениях, предполагающих использование "пи", можно смело брать pi.

Указание: чтобы вывести число a с точностью n после запятой, надо поставить write(a:0:n). В общем случае, запись a:m:n означает, что для числа a мы отводим m позиций, из которых n после запятой (m > n). Но если вместо m мы возмем 0, то тогда за правилами для числа a отводится максимально возможное количество позиций, из которых n после запятой.

Begin1. Дана сторона квадрата a. Найти его периметр P = 4·a.

Блок схема. Дана сторона квадрата a. Найти его периметр P = 4·a

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
var
  a, P: real; { a и P - вещественные }

begin
  writeln('Введите сторону квадрата:');
  write('a = ');
  { Водим сторону квадрата: }
  readln(a);
  { Вычисляем периметр квадрата: }
  P := 4 * a;
  { Выводим периметр с точностью 2 знака: }
  writeln('Периметр квадрата: P = ', P:0:2);
  readln
end.


Смотрим основные моменты по строкам:

  1) В первой строке у нас идет описание переменных, и на это указывает служебное слово var;

  2) Описываем переменные a, P как вещественные (real - вещественный тип данных);

  4) Служебное слово begin указывает на начало программы. После него идет описание операторов, которые программа будет выполнять один за другим.

  8) Вводим длину стороны квадрата. При этом в строках 5 и 6 выводим на экран информацию о запросе ввода;

10) Вычисляем периметр квадрата по формуле P = 4·a;

12) Выводим результат, выделяя для результата 2 знака после запятой;

13) readln означает ожидание программы до нажания клавиши Enter - после этого программа продолжит свое выполнение;

14) Наконец, служебное слово end с точкой в конце означает завершение программы.


Следующая иллюстрания понадобится нам также в следующей задаче при вычислении площади.

Периметр и площадь квадрата в Pascal

Begin2. Дана сторона квадрата a. Найти его площадь S = a2.

Блок схема. Дана сторона квадрата a. Найти его площадь S = a2

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
var
  a, S: real;

begin
  writeln('Введите сторону квадрата:');
  readln(a); { <-- Водим сторону квадрата }
  S := a * a; { <-- Вычисляем площадь квадрата }
  { Выводим результат с точностью 2 знака: }
  writeln('Площадь квадрата равна: ', S:0:2);
  readln
end.

6) Вводим значение переменной a и переходим на следующую строку;

7) Вычисляем площадь квадрата S = a2 непосредственным умножением. Для вычисления квадрата числа мы могли бы использовать функцию sqr(x), как, напимер, в примере begin7;

9) Выводим значение площади с точностью два знака после запятой.

Begin3. Даны стороны прямоугольника a и b. Найти его площадь S = a·b и периметр P = 2·(a + b)

Блок схема. Даны стороны прямоугольника a и b. Найти его площадь S = a·b и периметр P = 2·(a + b)

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
var
  a, b, S, P: real;

begin
  writeln('Введите стороны прямоугольника:');
  { Вводим размеры прямоугольника: }
  readln(a, b);
  S := a * b; { <-- Вычисляем площадь }
  P := 2 * (a + b); { <-- Вычисляем периметр }
  writeln('Результат:');
  writeln('S = ', S:0:2);
  writeln('P = ', P:0:2);
  readln
end.

Периметр и площадь прямоугольника в Pascal

Begin4. Дан диаметр окружности d. Найти ее длину L = π·d. В качестве значения π использовать 3.14.

Блок схема. Дан диаметр окружности d. Найти ее длину L = π·d. В качестве значения π использовать 3.14

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
const
  pi = 3.14;

var
  d, L: real;

begin
  writeln('Введите диаметр окружности:');
  write('d = ');
  readln(d); { <-- Вводим диаметр }
  { Вычисляем длину окружности: }
  L := pi * d;
  { Выводим результат с точностью 2 знака: }
  writeln('Длина окружности: L = ', L:0:2);
  readln
end.

Здесь нужно сделать небольшой комментарий относительно числа "пи". Как упоминалось в начале, в паскале есть встроенная переменная для обозначения числа "пи": pi = 3.141592653589793. Поэтому, если бы мы в разделе описания констант не записали pi = 3.14 (строки 1-2 после служебного слова const), то в нашей программе было бы использовано встроенное значение числа "пи" большой точности.


Длина окружности и площадь круга в Pascal

Begin5. Дана длина ребра куба a. Найти объем куба V = a3 и площадь его поверхности S = 6·a2.

Блок схема. Дана длина ребра куба a. Найти объем куба V = a3 и площадь его поверхности S = 6·a

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
var
  a, V, S: real;

begin
  writeln('Введите длину ребра куба:');
  readln(a); { <-- Вводим длину ребра }
  V := a * a * a; { <-- Объем куба }
  S := 6 * a * a; { <-- Площадь поверхности куба }
  writeln('Результат:');
  writeln(' V = ', V:0:3);
  write(' S = ', S:0:2);
  readln
end.

Объем и площадь поверхности куба в Pascal

Begin6. Даны длины ребер a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем V = a·b·c и площадь поверхности S = 2·(a·b + b·c + a·c)

Блок схема. Даны длины ребер a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем V = a·b·c и площадь поверхности S = 2·(a·b + b·c + a·c)

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
var
  a, b, c, V, S: real;

begin
  writeln('Введите размеры прямоугольного параллелепипеда:');
  readln(a, b, c); { <-- Вводим размеры }
  { Вычисляем объем параллелепипеда: }
  V := a * b * c;
  { Вычисляем площадь поверхности: }
  S := 2 * (a * b + b * c + a * c);
  writeln('Результат:');
  writeln('  V = ', V:0:3);
  writeln('  S = ', S:0:2);
  readln
end.

Объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда в Pascal

Begin7. Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R:
L = 2·π·R,  S = π·R2.
В качестве значения π использовать 3.14.

Блок схема. Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R: L = 2·π·R, S = π·R2. В качестве значения π использовать 3.14.

Код Pascal
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
const
  pi = 3.14; { <-- Число "пи" }

var
  R, L, S: real;

begin
  write('R = ');
  readln(R); { <-- Вводим радиус }
  L := 2 * pi * R; { <-- Вычисляем длину окружности }
  S := pi * sqr(R); { <-- Вычисляем площадь круга }
  writeln('Результат:');
  writeln(' L = ', L:0:2);
  writeln(' S = ', S:0:2);
  readln
end.

Иллюстрацию к задаче Begin7 смотрите выше, в задаче Begin4. На следующей странице рассмотрим среднее арифметическое и среднее геомертическое.




Яндекс.Метрика